Цель: рассказать о формах работы классного руководителя
3»Б» класса с семьями обучающихся, поделится удачами и неудачами в организации
данного направления
Содержание:
При составлении плана воспитательной работы одним из
ведущих направлений является «Я и моя семья», включающее раздел работы с
родителями. Выбор форм и методов работы с семьёй определяется с учётом
программы взаимодействия школы и семьи «Мир вокруг нас», разработанной группой
педагогического коллектива МОУ «СОШ №2».
Смысл взаимодействия семьи и школы заключается в создании условий для нормальной жизни
ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его
индивидуальности в общем доме «Школа – Семья». Это взаимодействие
осуществляется по следующим направлениям.
1. Просвещение родителей по вопросам психологии и
педагогики
2. Формирование у родителей понимания их принадлежности к
школьному образовательно-воспитательному пространству
3. Диагностика
4. Коррекционная работа
Данные
направления совместной деятельности классного руководителя и семьи будут
эффективными тогда, когда классный руководитель будет использовать активные формы взаимодействия с семьями
своих учеников, которые делятся на групповые
и индивидуальные.
За
три года работы в данном классе, наиболее интересными и эффективными показали
себя следующие традиционные и нетрадиционные формы деятельности.
Групповые.
Групповые
формы работы с семьёй, их разнообразие в школе помогает родителям выбрать тот
вид общения с педагогами и иными специалистами школы, который для них наиболее приемлем.
1.Родительские
собрания
а) текущие
б) тематические (Режим дня школьника,
Причины и последствия детской агрессии,
в) итоговые (Перелистывая страницы
учебного года)
2.Конференции
(Телевизор в жизни семьи и младшего школьника, Мотивы учения младших школьников)
3.Родительские
клубы (Праздники и будни нашей жизни)
4.Вечера
вопросов и ответов (Поощрение и наказание)
5.Треннинги
(психологические и игровые) (Как помочь ребёнку, Первые уроки школьной отметки)
6.Форум
(Будь примером для детей!)
Очень
важно для коллективных форм работы– чтобы родители друг у друга (а не только у
классного руководителя) спрашивали совета, чтобы начала складываться особая
родительская кооперация, общность. Это нужно и им самим и учителю. Ведь
родители понимают совсем иначе друг друга, чем учителя - их. Чтобы
спровоцировать родителей на общение друг с другом в своей практике я использую
следующие игровые разминки.
·
Шапка вопросов (1
этап – Как зовут школьную медсестру и т.п., 2 этап – Я думаю, что…, а Вы?, 3
этап – Я не знаю как…)
·
Викторина
(Отгадайте какая страница из тетради Вашего ребёнка)
·
Рассказ по
картине (Как я провёл каникулы, Моя семья)
·
Волшебная палочка
(С одной стороны записывают отрицательные качества человека, с другой
отрицательные. Родителям предлагается соединить их стрелочкой отвечая на
вопрос: Кажется я знаю, как … переделать в …)
·
и др.
Индивидуальные.
1.Индивидуальные
консультации
2.Беседы
(Вредные привычки, Как найти общий язык между ребёнком и отцом, Воспитание в
семье: мама или папа) 3.Посещение
на дому (Семьи детей группы риска совместно с родительским комитетом и
социальным педагогом) 4.Работа
социально-психологической службы.(Мне нужна помощь, О разумной родительской
любви)
Огромную
роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет также:
1.
Формирование и работа родительского комитета класса
2.Диагностика
(предварительная, тематическая, итоговая)
3.Встречи
родителей с администрацией школы (общешкольные и индивидуальны)
4.
Проведение семейных праздников (Рождество, Пасхалье, Новогодние празднования,
День матери, Международный женский день, День защитника Отечества, Наши детушки
и бабушки, и т.д.)
5.Участие
в делах класса (Организация «Зеленого уголка», «Живого уголка», «Уголка
классного коллектива», совместные классные часы (В мире профессий, Наш город в
годы войны)
6.
Участие в прочих внеклассных и
внешкольных мероприятиях
Дни здоровья (Два раза в год)
Организация выставок рисунков и поделок, произведений
собственного сочинения
Ярмарки (Два раза в год)
Экскурсии (совместные один-два раза в год)
Перечисленные
формы и виды деятельности с родителями по различным направлениям составляют
лишь малую часть возможного взаимодействия семьи и школы. Но и они, при
правильной подготовке и умелой организации принесут огромный положительный
результат в создании условий для благоприятной жизни ребёнка. Подтверждение
тому, пусть ещё и не достаточно опытный, но уже результат моей работы с семьями
обучающихся 3 «Б» класса.
1класс
Благодарность
за активное участие в школьном конкурсе «Пейте, дети, молоко!»
1
место в городском конкурсе кормушек «Птичья столовая»
2 класс
Свидетельство
за активное участие в VIII школьных
Рождественских чтениях
Благодарность
за исследовательскую работу в рамках недели начальной школы «Земля – наш общий
дом»
Грамота
победителя муниципального этапа областной акции «Дни защиты от экологической
опасности» в номинации экологический праздник
3
место в муниципальном смотре-конкурсе детских рисунков и поделок «Пасхальный
сувенир»
Диплом
участника Всероссийского конкурса «Современный классный руководитель – 2008» за
инновационные методы работы с классом за разработку классного часа с участием
родителей
Благодарственная
статья от имени родителей в газете «Зори» за проведение общешкольных
собраний-отчётов
3 класс 2
место в конкурсе плакатов «Пейте, дети, молоко!»
2
место в конкурсе рисунков «Салют тебе, Оскол!»
2
место в школьном конкурсе рисунков «Пейте, дети, молоко!»
2
место в муниципальном этапе конкурса «Моя Белгородчина» (фото)
|