Рабочая
программа учебного предмета «Информатика»
составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2-4
классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак,
Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 год; с учётом
Инструктивно-методического письма Департамента образования, культуры и
молодежной политики Белгородской области Белгородского института повышения
квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «О преподавании
предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в
общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2012-2013 учебном году».
Рабочая программа ориентирована
на использование УМК:
- Учебник «Информатика» 2 класс,
Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
- Рабочая тетрадь в 2 частях
«Информатика» 2 класс,
Н.В.Матвеева, Н.К.Конопатова, Л.П.Панкратова, Е.Н.Челак, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Методическое пособие для учителя.
«Обучение информатике» 2 – 4 классы, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К.
Конопатова, Л. П. Панкратова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Изучение
предмета проходит за счёт компонента образовательного учреждения. Это позволяет
реализовать непрерывный курс информатики.
Цели обучения информатике в начальной школе:
1. Формирование общих представлений школьников об информационной
картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной
действительности.
2. Знакомство с
основными теоретическими понятиями информатики.
3. Приобретение опыта создания и преобразования простых
информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с
помощью компьютера.
4. Формирование умения строить простейшие информационные
модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе
при изучении других школьных предметов.
5. Формирование
системно-информационной картины (мировоззрения) в процессе создания текстов,
рисунков, схем.
6. Формирование и развитие умений использовать
электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в ном процессе.
7. Формирование и
развитие умений использовать компьютер при
тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в
электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.
В ходе обучения информатике по данной программе с
использованием учебника, рабочих тетрадей, электронного пособия и
методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:
- развиваются
общеучебные, коммуникативные
элементы информационной культуры, т. е. умения с информацией (осуществлять
ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно
воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией
в об- между собой и пр.);
- формируется умение
описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию
о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- формируются начальные
навыки использования компьютерной техники и современных информационных
технологий для решения учебных и практических задач.
Все это необходимо учащимся для
продолжения образования и для освоения
базового курса информатики в средней и старшей школе.
Логика изложения и содержание
авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента
государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не
внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в
обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к
элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Формы организации учебного процесса:
При проведении
уроков используются беседы,
интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные
игры, деловые игры.
Виды
деятельности на уроке:
1 – чтение текста
2 – выполнение заданий и упражнений
(информационных задач)
3 – наблюдение за объектом
изучения (компьютером)
4 – компьютерный практикум
(работа с электронным пособием)
5 – работа со словарём
6 – контрольный опрос,
контрольная письменная работа
7 – итоговое тестирование
8 – эвристическая беседа
9 – разбор домашнего задания
10 – физкультурные минутки и
«компьютерные» эстафеты
Общая характеристика учебного предмета
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и
последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного
образовательного учреждения, возрастных особенностей младших школьников,
определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования
информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Непрерывность обучения информатике со 2
по 11 класс — это необходимый шаг в развитии общего образования.
Данный курс информатики в начальной
школе рассчитан на широкое применение в любых образовательных учебных заведениях
и рассчитан на обучение с применением компьютера.
Компьютер, как правило, используется
учителем в качестве электронной доски во время обсуждения нового материала.
Кроме того, он применяется при организации обучающих игр, эстафет с
использованием компьютера (здесь достаточно одного или двух компьютеров в
классе, урок ведет учитель начальных классов), а также для организации
индивидуального обучения и для поощрения.
Курс обладает большим
развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение
знаний, полученных на Других уроках, в частности на уроках математики, русского
языка, природоведения. Происходит
развитие целостной системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий:
объект, модель, истина, понятие, термин и многих других.
Знания, умения и навыки по информатике
оцениваются разными способами. Так, требования «понимать» и «знать» оцениваются
обычно в ходе устного опроса и с помощью тестирования. Требования «уметь» —
посредством выполнения упражнений в рабочей тетради и их электронном варианте.
В процессе компьютерного практикума вырабатываются навыки владения компьютером,
умение выполнять простейшие операции с файлами и данными.
В содержательном плане данный курс
создавался как основа любого курса информатики, подготовленного в соответствии
с минимумом содержания образовательной области «Информатика».
Содержание
курса строилось на основе трёх основных идей:
1.
Элементарного изложения
содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий
и представлений о компьютере.
2.
Разделение в представлении
школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной
действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели.
3.
Формирование и развитие
умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде
текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д., т. е. описывать
объекты реальной и виртуальной действительности в различных видах и формах на
различных носителях информации.
|