Информатизация
образования является одним из приоритетных направлений реформирования системы
образования. Применение информационных технологий способствует интеграции
различных областей знаний и совершенствованию методической системы обучения
общеобразовательным предметам. Современный учитель должен отчетливо
представлять роль информатизации в современном мире и в мире предвидимого
будущего - мире, в котором ему предстоит жить и работать.
Те, кто уже взял
курс на использование ИКТ в учебном процессе, хорошо понимают проблемы, с
которыми им пришлось столкнуться. На первый план, безусловно, выходят проблемы
организационного характера: не оборудовано автоматизированное место учителя, в
кабинет с мультимедийной установкой попасть весьма затруднительно и т.д. Эти
проблемы влекут за собой ряд мотивационных проблем: интерес угасает либо уже на
этапе появившегося желания, либо на этапе попытки всё-таки провести
приготовленный урок с применением ИКТ. А уж вопросы методического характера
готовы рассматривать только самые настойчивые и имеющие дома все условия для
долгих проб, поиска решений и обдумываний. Слабая материальная база и
недостаточное финансирование только помогают накапливанию нерешённых проблем.
Но если
вышеперечисленные проблемы относятся ко всему образовательному процессу, то урок
информатики столкнулся с настоящим «двуглавым орлом». В соответствии с п. 26
Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждённого
Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 (в ред. Постановления
Правительства РФ от 18.08.2008 N 617), наполняемость классов
общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся. Согласно
п. 31 Типового положения, при проведении занятий по информатике допускается
деление класса на две группы: в городских общеобразовательных учреждениях при
наполняемости класса 25 человек и в сельских - не менее 20 человек. В
соответствии с п. 2.9.12. СанПиН 2.4.2.1178-02 (утв. Постановлением от 28
ноября 2002 г. N 44,(в ред. Постановления от 23.07.2008 N 45)), при
использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий
непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и проведение
профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям,
предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным
электронно-вычислительным машинам. Гигиенические требования к персональным
электронно-вычислительным машинам и организации работы (СанПиН
2.2.2/2.4.1340-03) утверждены Постановлением от 3 июня 2003 г. N 118 (в ред. от
25.04.2007 N 22). А в соответствии с п. 4.16. в Приложении 7, не допускается
одновременное использование одного ВДТ для двух и более детей независимо от их
возраста. При проведении занятий по информатике в общеобразовательном
учреждении должны быть учтены вышеприведенные нормы. Возникает вопрос: как
организовать урок, если в классе 20-24 человека, а рабочих мест ученика с
компьютером – 12, а то и меньше?
На помощь
приходят технологии группового обучения. Они способны оптимизировать учебный
процесс, сделать его более эффективным и личностно-ориентированным.
Ещё К. Маркс
говорил: «Общественный контакт вызывает своеобразное возбуждение жизненной
энергии людей, результат которого
определяется не сложением, а умножением их усилий»
На уроке
группового обучения класс делится на группы для решения конкретных учебных
задач. Каждая группа получает определенное задание (одинаковое или
дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством
лидера группы или учителя. Задания в группе выполняются таким способом, который
позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы, то
есть часть заданий выполняется во время практической работы (по одному человеку
за компьютером), а остальное - на рабочих местах за партой в тетрадях, на
карточках, в индивидуальных бланках. В течение урока происходит обмен: кто
работал за партой, переходят за компьютеры, и наоборот. Параллельно можно также
проводить подготовку к сдаче ГИА, задания из части 1 и части 2, предложить для
индивидуальной работы.
Состав группы
непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью
для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в
зависимости от содержания и характера предстоящей работы. План работы в группе [1]:
1. Подготовка к
выполнению группового задания:
а) постановка познавательной
задачи (проблемной ситуации),
б) инструктаж
о последовательности работы,
в) раздача
дидактического материала по группам.
2.Групповая
работа:
а) знакомство с
материалом, планирование работы в группе,
б) распределение
заданий внутри группы (учителем или лидером),
в)
индивидуальное выполнение задания,
г) обсуждение
индивидуальных результатов работы в группе,
д) обсуждение
общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения),
е) подведение
итогов группового задания.
3.Заключительная
часть:
а) сообщение о
результатах работы в группах,
б) анализ
познавательной задачи, рефлексия,
в) общий вывод о
групповой работе и достижении поставленной задачи.
Также на уроках
информатики широко использую парный метод обучения, сформированный также из-за
нехватки компьютеров, где основное взаимодействие происходит между двумя
учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение и
взаимоконтроль. Данный выбор мотивирую тем, что для обучающегося помощь
товарища порой оказывается полезнее, чем помощь учителя.
Примером
разделения на практические и индивидуальные задания может служить таблица,
которая включается в тематическое планирование и может являться настольной
шпаргалкой для учителя.
8 класс (по Угриновичу Н.Д.)
Практическая работа
|
Индивидуальные задания
|
Количество
информации. Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с
помощью калькулятора»
|
Вычисление
количества информации без калькулятора, сравнение результатов в группе,
составление задач для решения на компьютере. Решение задач ГИА (Часть1, вопрос1)
|
Алфавитный
подход к определению количества информации. Практическая работа № 2
«Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры»
|
Вычисление
количества информации без калькулятора, сравнение результатов в группе,
составление задач для решения на компьютере. Решение задач ГИА (Часть 1, вопрос
1)
|
Файлы.
Файловая система. Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием
файлового менеджера»
|
Составление
иерархической записи места хранения файла. Решение задач ГИА (Часть 1, вопрос
6)
|
Работа
с файлами и дисками. Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и
дефрагментация дискет»
|
Решение
задач на вычисление объёма дискового пространства. Решение задач ГИА (Часть
1, вопрос 6)
|
Программное
обеспечение компьютера. Операционная система. Практическая работа № 5
«Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши»
|
Заполнение
таблицы «Сравнение ОС». Решение задач на нахождение разрешающих способностей
монитора и мыши без калькулятора. Сравнение результатов. Решение задач ГИА
(Часть 1, вопрос 18)
|
Прикладное
программное обеспечение. Практическая работа № 6 «Установка даты и времени»
|
Знакомство
в новинками прикладных программ (по заранее подготовленным докладам) Решение
задач ГИА (Часть 1, вопрос 5)
|
Компьютерные
вирусы и антивирусные программы. Практическая работа № 7 «Защита от вирусов:
обнаружение и лечение»
|
Просмотр
презентации, конспектирование «10 самых опасных вирусов». Решение задач ГИА
(Часть 1, вопрос 8)
|
Локальные
компьютерные сети. Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на
компьютере в локальной сети»
|
Задания
«Обрывки IP». Решение задач ГИА (Часть 2, вопросы 17, 19)
|
Глобальная
компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Практическая работа № 9
«Подключение к Интернету»
|
«Браузеры»
(просмотр презентации, достоинства, недостатки). Задания «Обрывки IP». Решение задач ГИА (Часть 2, вопросы 17, 19)
|
Адресация
в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных. Инструктаж по ТБ.
Практическая работа № 10 «География Интернета»
|
Проектная
работа по группам. 1 этап. Составление плана проекта. Список необходимой
информации, картинок. Решение задач ГИА (Часть 2, вопрос 17, Часть 1, вопрос
4)
|
Информационные
ресурсы Интернета. Всемирная паутина Практическая работа № 11 «Путешествие по
Всемирной паутине»
|
Словарный
диктант. Тестирование по индивидуальным карточкам. Решение задач ГИА (Часть
2, вопрос 20)
|
Электронная
почта. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 12 «Работа с электронной
Web-почтой»
|
Составление
текста сообщения. Таблица «Смайлики». Решение задач ГИА (Часть 1, вопрос 9)
|
Файловые
архивы. Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета»
|
Решение
задач ГИА (Часть 2, вопрос 19)
|
Поиск
информации в Интернете. Практическая работа № 14 «Поиск информации в
Интернете»
|
Проектная
работа по группам. 2 этап. Поиск и сохранение необходимой информации,
картинок. Решение задач ГИА (Часть 2, вопрос 20)
|
Форматирование
текста на Web-странице. Практическая работа № 15 «Разработка сайта с
использованием языка разметки текста HTML»
|
Основные
тэги, запись HTML-кода интернет страницы коллективного сайта (проекта) по
теме. Проектная работа по группам. 3 этап. Создание сайта-проекта.
|
Вставка
изображений, списки. Интерактивные формы. Практическая работа № 15
«Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML»
|
Проектная
работа по группам. 3 этап.
Защита
проекта по группам «Сайт по теме»
|
Проанализировав
результаты работы в группах, можно сделать вывод: вне всякого сомнения,
использование такой формы работы имеет свои преимущества. Во-первых, не все
ученики готовы задать вопрос учителю, если они не поняли материал, а работая в
группах, обучающиеся выясняют друг у друга все, что им не понятно и все вместе
не боятся обратиться за помощью к учителю.
Во-вторых,
ребята сами учатся
видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.
В-третьих, у
учеников формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать,
отстаивать свое мнение.
В-четвёртых, учащиеся
начинают понимать, где и как они смогут применить свои знания, школьники
общаются между собой, развивают чувство товарищества и взаимопомощи.
И, наконец,
работа в группах значительно облегчает распределение учебной и информационной
нагрузки на уроке информатики, в соответствии с требованиями СанПин.
Значит, в целом,
технология группового обучения, является значимым инструментом для решения оной
из современных проблем информатизации образования.
1. Селевко
Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование,
1998.-256 с.
2. Бесплатная
библиотека стандартов и нормативов http://www.docload.ru
3. Авторская
мастерская Угриновича Н.Д. на сайте методической службы БИНОМ http://metodist.lbz.ru
4. Проект
"Охрана труда в предпринимательстве"
http://www.tehbez.ru
5. Портал
информационной поддержки руководителей образовательных учреждений «Менеджер
образования» http://menobr.ru/
6. Правовая
система нового поколения «Референт» http://www.referent.ru/
7. Российский
общеобразовательный портал http://zakon.edu.ru/
|